Форум заочников Литинститута

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум заочников Литинститута » Болталка-бормоталка » Разгром Лит.института


Разгром Лит.института

Сообщений 1 страница 30 из 51

1

Остановить крысолова
/ДМИТРИЙ БЫКОВ/

Буквально несколько дней назад в родном Саранске умер 27-летний поэт Сергей Казнов, выпускник Литературного института. Случилось так, что он был и моим учеником. После института Казнов уехал в Саранск, устроился в газету, не удержался там, перешел в другую, тоже не удержался, денег у него не было, да и жить было почти негде (он жил с матерью и отчимом в однокомнатной квартире). А потом у него случился инфаркт, и он умер во сне.

Если бы я оставил Казнова в Москве, он был бы жив. Но оставить его в Москве я не мог, потому что у него не было профессии. В Литинституте не учат ничему, потому что научить быть поэтом нельзя. Поэт он и так был хороший.

Я не знаю сегодня ни одного выпускника Литинститута последних лет - за исключением, может быть, Романа Сенчина, у которого в жизни были и другие университеты, - кто бы сделал себе имя в литературе и активно в ней работал. Еще в 1998 году выпускник того же учебного заведения Игорь Кузнецов в статье «Памяти Литинститута» привел собственную статистику: из сотни выпускников продолжают писать двое, а то и один. Официальной статистики нет, а неофициальная сводится к тому, что подавляющее большинство дипломированных писателей работают журналистами или корректорами. Этому, впрочем, их не учат.

Разумеется, в современной России возрождается книжный бизнес. Но выпускник Литинститута как раз меньше всего подготовлен к профессиональной литературной деятельности. Он не умеет писать быстро, потому что его этому не учили. Не умеет писать увлекательно. И жизни он толком не знает, потому что пять лет пил с однокурсниками или топтал их на семинарах. Литинститут плодит лишних людей. И это надо бы вписывать в диплом вместо профессии - по крайней мере будет честнее.

Мне резонно возразят: а разве выпускники других вузов работают по специальности? Нужно ли стране столько юристов, экономистов и пиарщиков? Многие ли из выпускников журфака занимаются журналистикой? (Отвечу: с моего курса-примерно половина, и это еще приличный КПД.) Министр образования Фурсенко осмелился недавно сказать, что высшее образование не единственный путь к успеху, что его стремятся получить люди, которым оно никогда не пригодится, и ему тут же отвесила пощечину девушка-нацболка: он-де относится к населению страны как оккупант, и вообще у правительства теперь тактика-лишить население медпомощи и образования... Насчет медпомощи ничего не скажу, а насчет образования у меня мнение твердое: столько вузов стране в самом деле не нужно, потому что при довольно большой явной безработице у нас патологически выросла еще и скрытая. По полученной специальности не работает никто из моих друзей: авиастроитель торгует датским маслом, физик-теоретик продает шины, филологиня впахивает редактором на телепрограмме, и все они довольны жизнью. Потому что образование получали не по зову сердца, а по необходимости: статус плюс амортизирующая пауза перед вступлением в Настоящую Жизнь. Но я не Фурсенко, мне не хватает смелости вот так прямо сказать: давайте закроем хотя бы четверть вузов, перестанем платить нищенскую зарплату преподавателям, остановим экзаменационную коррупцию, спасем от статуса лишних людей хотя бы тысячу выпускников средней школы... Я предлагаю начать с явно лишнего, с очевидного рудимента: давайте закроем Литинститут!

Я очень хорошо отношусь к ректору Сергею Есину, человек он проницательный. Я люблю его книги. Не может такой социально чуткий писатель не понимать, что делает мертвое дело. И думаю, он с наслаждением сбросит эти вериги-чтобы написать еще один роман не хуже «Имитатора». В руках у человека должно быть дело. Навык. Техника. Писатель должен преподавать, или писать в газету, или вести радиопередачу, но литературным трудом сегодня может прожить один литератор из 50, а то и 100. И учить его надо не писать - это он сам прекрасно умеет, - а адаптироваться к реальности.

Однажды Булат Окуджава пришел к Борису Пастернаку, приехавшему в Тбилиси. Дело было осенью 1945 года. Он почитал ему свои стихи и спросил: надо ли мне поступать в Литинститут? Пастернак ответил: «Литинститут-гениальная ошибка Горького». И поступать категорически отсоветовал. Не сказать, чтобы из Окуджавы получился в результате плохой писатель. Литинститут сегодня-крысолов, сманивающий детей в ту реальность, которой больше нет. В исчезнувшую эпоху, когда можно было три года проедать гонорар за книгу. В тепличное советское пространство, где слово «писатель» обозначало профессию, а не призвание. Сегодня мы живем в другой реальности. И если вы не готовитесь в профессиональные революционеры, вам надо учиться с нею сосуществовать. Поэтому готовить в институтах надо тех, кто сегодня нужен: врачей, инженеров, преподавателей. А не тех, кто будет спиваться от безысходного отчаяния, вешаться от нищеты или злобиться на весь свет от собственной в нем неуместности.

0

2

Урод он, конечно.  Но что бы он не говорил, в этой стране, да, господи, в этом мире литератор всегда будет лишним человеком. Человеком неудобным. Человеком, изо всех сил пытающимся говорить правду.
И лично для меня в данном случае "лишний человек" - это комплимент.
Кроме того замечу, что так будет до тех пор, пока не измениться общество, менеталитет, мировозррение.... Есть мнг оумных слов, но пока не изменится каждый из нас, каждый из Дмитриев Быковых, писатель будет не в почете до тех пор, пока не умрет. А Дарьи Донцовы и иже с ними будут плодиться. И Дмитрии Быковы будут говорить - вот она, Дарья Донцова, одна из тех, кто действительно может зарабатывать деньги на своем мастерстве. Дарья Донцова - это и счет в банке и статья в энциклопедии. К сожалению.

И наконец, последнее, что я хотела добавить, не все, кто поступил в Лит, ставили своей целью стать писателями. Некоторые хотели качественное филологическое образование, к примеру.

+1

3

Согласен, что писать тебя никто не научит, кроме жизни и тебя самого! А вот Лит убирать - это ещё один шаг в бездну. Потому что Лит - это сообщество замечательных людей и преподавателей =) (шутка...). Я учился в техническом ВУЗе...  преподаватели в Лите - супер! А ещё знания литературы, филологии и пр. - это... ну базис что ли какой-то... на который потом можно надёжно опираться и писать в своё (и не только) удовольствие...

0

4

Лит должен быть - ибо психам тоже надо где-то учиться. Желательно - в обществе себе подобных.

0

5

Быков прав. И не надо соплей по этому поводу.

0

6

Я тоже думаю, что Быков прав.

0

7

Да ни хрена он не прав!

Простите за горячность. Но нет, не прав. У человека должна оставаться надежда и возможность для разгильдяйства, для свободы.

Ладно, оговорюсь, что в некоторой степени согласна с тем, что от очников ниче хорошего в принципе не жди. Как может человек писать о жизни, ни фига не зная о ней... то есть может конечно, на то ему и талант, но ...

Что касается заочников... пусть для них лит - это блажь, и пусть его на фиг снесут, и можно прекрасно отучиться на филологическом МГУ. Но дышать ради чего вы будете? А?

0

8

Хочу увидеть человека, который дышит ради литературного института.

0

9

Наверное, в первую очередь тот, кто вопрошает об этом. Дело не в том, что лит-де воспитал или не воспитал великих писателей. Дело в том, что есть такой оплот культуры, есть такая Идея. Ради нее.

0

10

Знаете, люди... Вот я поступила на семинар критики. Кем там себя считает Быков - не знаю. Но для себя давно и твердо решила, что когда ты критикуешь, ты в первую очередь открываешь людям глаза не на предмет своей критики, а на себя любимого. Поэтому Быков-то грязью облил не Лит. Лит стоит, и стоять будет. Быков людям себя показал. Ему, похоже, людей-то и привлечь к себе нечем, кроме как такими выпадами. Так пущай. А мы плечами пожмем, улыбнемся и дальше пойдем :)

0

11

:D

0

12

Как же иным людям нехота с иллюзиями расставаться, просто страсть...
Прав Быков, прав от первой до последней строчки. А вы верить-то не хотите, вот и пеняете на автора.
В чем зеркало виновато? ))

0

13

Я не буду говорить, что Быков не прав совсем.
Просто надо расставлять приоритеты - творишь ты для вечности или литературой зарабатываешь. Или ты зарабатываешь, параллельно пописывая в стол для вечности.
Я понимаю максимализм большинства - красивые слова звучат приятнее. Но зачем себя обманывать?.. Научить писать - нельзя. В этом плане Лит писателей не растит. Он просто даёт им диплом.
Меня лично это устраивает. Раз уж всё равно диплом нужен хоть какой-то, то в Лите мне учиться комфортнее. Без лишнего апломба - я, мол, живу ради этого... Никому этот апломб не нужен. Живу я ради другого. И зарабатывать литературой для вечности не вижу возможности. А продаваться - не хочу. Уж извините.
Учусь я ради диплома. А зарабатывать буду - чем придётся.
А Лит - постольку-поскольку. Это лучше, чем остальное.

0

14

мне нужен в первую очередь диплом.

что бы его получить, диплом, нужно что-то изучать.....
изучать я хочу что-то для себя приятное.....

Отредактировано Bonnie (2008-01-14 21:40:37)

0

15

Bonnie написал(а):

мне нужен в первую очередь диплом.
что бы его получить диплом нужно что-то изучать.....
изучать я хочу что-то для себя приятное.....

Ну да, примерно так.
Без высоких слов и пафоса. =)

0

16

Вот здравые слова)

0

17

Видите ли, люди... Я тоже против пафоса, но и против ... как бы это выразиться, чтоб не обидеть никого... ну, грубо говоря, против цинизма.
Я просто думаю, что если посвящаешь кусок своей жизни какому-то делу, то должна быть какая-то высшая идея. Какой-то иной смысл, чем просто развлекуху себе найти. Вот у меня крестная говорит, что главное в жизни - родить детей и зарабатывать много. Я ее слушаю и думаю - ну и чем мы тогда от зверей отличаемся? Им тоже главное вывести потомство и обустроить норку. Лит, на мой взгляд, среди тех редких вузов, где учатся и работают не ради прагматики, а ради внутренней потребности. Из-за невозможности жить, чтобы удовлетворять только тело. И тут дело не в "приятности" - вот сессия начнется, посмотрим, как это будет приятно. Учеба - если не время проводить, а получать знания - это труд, и нелегкий. Если это "так, просто", то вкалывать не захочется.
Вчера контры сдавала, и посмотрела на список 6-го курса. Их 68 человек. А 6 лет назад их было примерно столько же, сколько и нас сейчас - больше 100. Вот такие пироги. )

0

18

Вы путаете процесс получения ВО с Делом, без которого жизнь - не жизнь.
Быков берет именно первое с прагматической стороны, справедливо не затрагивая второе.
Разве не заметили? Перечитайте внимательнее.

0

19

Поздравляю всех с приближением сессии!

Я считаю, что нужно разогнать в институте дневное отделение по специальности "творчество", и оставить заочное отделение и все прочие специальности, более прикладные (перевод, критику). Трагедия, описанная Быковым, касается людей, которые действительно оказались в определённой степени обманутыми. Человек, скажем, сразу после школы приходит в этот институт в некоторой розовой надежде стать писателем или поэтом, и этого с ним, разумеется, не происходит. Вместо этого он в лучшем случае (если есть способности и воля) становится филологом расширенного профиля (журналистика, редакторство, преподавание и т. д ), а в худшем, что случается, видимо, сплошь и рядом - эти пять лет вообще пропадают не просто впустую, а скорее идут в общий жизненный минус - выпускник в свои двадцать с лишним, расслабленный полубогемной обстановкой, не способен уже ни новое, практичное образование получить, ни вообще как-то устроиться в жизни.
А по поводу Дела жизни и прочих розовых очков я позволю себе сказать следующее. Кто читал Платона, его диалоги о Сократе, может, вспомните, там есть замечательный диалог "Горгий". В нём Сократ выпытывает у софистов, чему они учат своих последователей. Горгий и его сторонники, софисты, обучают искусству обоснования и доказательства путём использования правильной, изощрённой речи.  Сам предмет этого доказательства значения для софистов не имеет. Сократ же (советую прочитать оригинал, кто ещё этого не сделал, там всё изложено блестяще) доказывает, что софистика не может быть царицей всех наук, поскольку это лишь инструмент, и важнейший вопрос - для чего этот инструмент используется. Так же и в Литинституте - даже если вчерашнего школьника научат (а происходит ли это, ещё большой вопрос) пользоваться необходимыми литературными инструментами, это лишь форма, а что в эту форму вкладывается? Каждый, как говорится, решает этот вопрос в меру своей испорченности.
Да, Литинститут - прекрасный котёл идей и личностей, и здесь очень многое можно получить, да и себя показать - но только если уже более-менее представляешь, что тебе нужно. А такое понимание редко приходит уже к окончанию школы. К кому приходит, тот школу может даже и не закончить, может покататься где-то по геологическим экспедициям, поработать в морге санитаром, побывать в психушке и ссылке, пройти через всё и уже к 46 годам получить Нобелевскую. Таким Литинститут точно никаким боком не нужен.

Отредактировано Hugi (2008-01-15 16:27:21)

+1

20

+1. Моим идеям это, пожалуй, не противоречит =)

0

21

Предлагаю закидать очников тапками. Просто так.

0

22

Рауль_Дюк написал(а):

Вы путаете процесс получения ВО с Делом, без которого жизнь - не жизнь.
Быков берет именно первое с прагматической стороны, справедливо не затрагивая второе.
Разве не заметили? Перечитайте внимательнее

)))
Я не путаю. Я просто не отделяю одно от другого, и тем более не противопоставляю. Для меня все, что происходит в моей жизни - звенья одной цепи. Я не умею так - с 2 до 4 я сегодня занимаюсь "Великим Делом", а с 4 до 6 работой, а с 6 до 9 учебой и т.д...
Если "практическая сторона" не подчинена Делу, то зачем мне такая практическая сторона? :)

0

23

Nyuka написал(а):

Если "практическая сторона" не подчинена Делу, то зачем мне такая практическая сторона?

Идеалисты, однако... =)
По-моему, надо всё-таки отделять. Я вот работаю на работе, которая ни уму, ни сердцу, ни кошельку особо. А ещё подрабатываю журналистикой. Далось мне всё это... Больше всего хотелось бы забраться в угол - и чтоб не трогали. Я бы, наверное, так и сделала. Но надо растить ребёнка на что-то...
Идеализм - это замечательно. До определённого возраста и того момента, когда отвечаешь не только за себя. Лично я всё понимаю - ради дела я могу чем-то жертвовать. Комфортом - запросто. Лично я. Но если речь идёт о том, кто зависит от моего решения - я бы не стала так уж рубить сплеча.

0

24

вот сессия начнется, посмотрим, как это будет приятно.    

для меня приятно намного лучше чем сдавать педагогику или выс математику

0

25

  Hugi    выпускник в свои двадцать с лишним, расслабленный полубогемной обстановкой, не способен уже ни новое, практичное образование получить, ни вообще как-то устроиться в жизни.

это больше про очников, а тут заочка порох уже нюхали

0

26

Да, Литинститут - прекрасный котёл идей и личностей, и здесь очень многое можно получить, да и себя показать - но только если уже более-менее представляешь, что тебе нужно. А такое понимание редко приходит уже к окончанию школы. К кому приходит, тот школу может даже и не закончить, может покататься где-то по геологическим экспедициям, поработать в морге санитаром, побывать в психушке и ссылке, пройти через всё и уже к 46 годам получить Нобелевскую. Таким Литинститут точно никаким боком не нужен.

покататься где-то по  экспедициям  каталась
поработать в морге санитаром ну почти но с моргом это было связанно
побывать в психушке   тож почти было

нужен :))  ну диплом точно мне нужен :)

---------------------------------------------

Спасая одного человека, ты начинаешь спасать весь мир;все остальное – грандиозный романтизм или политика.
Чарльз Буковский

Отредактировано Bonnie (2008-01-16 16:17:57)

0

27

экак.
Быков прав в своей... безнадёжности, что ли.
Создаётся ощущение, что он уже давно смирился с тем, что балом правят донцовы и иже с ними.
И посему - надо приучать молодёжь к суровой реальности. Мол, у тебя талант, но талантом этим ты ни в жизсть не заработаешь, потому как не захочешь святое продавать. Тогда вали, милый, туда где тебя страна ждёт, туда, где тебя накормят. Это правильно, естественно, гениальными произведениями сыт не будешь, и вообще... Но я не о том.
Я о том, что, бля, извините, если не мы, то кто? Пусть донцовы плодятся и будут нашей национальной литературой? Так что ли? Или, может,я кого-то неправильно поняла?

И, мне кажется, некоторые недооценивают современную молодёжь. Или, может, просто мне везло, и я встречаю людей, чей разум не замутнён безумными гениальными идеями, никак не состыкующиеся с нашей реальностью.

Лично я пошла в Лит, потому что для себя. Потому что я хочу заниматься тем, что мне нравится.
Скажу честно, что у меня не было мыслей о том, что я буду зарабатывать тем, что пишу. Много ли сейчас заработаешь на стихах? Хэх.

0

28

и вообще, мне не нравится, как Быков говорит об этом - вроде бы правда, но слишком всё передёрнуто. Провокатор.

0

29

И вообще.

Разумеется, в современной России возрождается книжный бизнес. Но выпускник Литинститута как раз меньше всего подготовлен к профессиональной литературной деятельности. Он не умеет писать быстро, потому что его этому не учили. Не умеет писать увлекательно. И жизни он толком не знает, потому что пять лет пил с однокурсниками или топтал их на семинарах.

Что за дребедень? Не умеет писать увлекательно? Это почему же? Создаётся впечатление, что автор прочитал и проанализировал большую часть произведений выпускников.

Литинститут плодит лишних людей. И это надо бы вписывать в диплом вместо профессии - по крайней мере будет честнее.

Угу. Лишних людей плодят сами люди. А данному конкретному автору вместо профессии в диплом надо было написать: коньюктурщик.

После института Казнов уехал в Саранск, устроился в газету, не удержался там, перешел в другую, тоже не удержался, денег у него не было, да и жить было почти негде (он жил с матерью и отчимом в однокомнатной квартире). А потом у него случился инфаркт, и он умер во сне.

Как всё замечательно приподнесено. Я просто вспоминаю, сколько работ мой отец сменил в этом же возрасте. И ничего. Нормально. И похуже бывало. И мне, к тому же, почему-то кажется, что Казнов не от потери веры в себя умер.

Потому что образование получали не по зову сердца, а по необходимости

я могу ошибаться, но, по-моему, в Лит сложно пойти НЕ по зову сердца.

Я очень хорошо отношусь к ректору Сергею Есину, человек он проницательный. Я люблю его книги. Не может такой социально чуткий писатель не понимать, что делает мертвое дело. И думаю, он с наслаждением сбросит эти вериги-чтобы написать еще один роман не хуже «Имитатора». В руках у человека должно быть дело.

О. Какой. Автор любуется собой. Весь он из себя положительный. Ишь, какой шлакоблок в сторону Есина. Как же такой чуткий, блабла... Мёртвое дело? А какое живое дело в руках у Быкова?

В общем.
Автору следовало бы, наверное, начать с себя и показать всем достойный пример.

+1

30

На первой консультации нам говорили, что лит это зло и что бы мы подумали, как будем жить так как на литературе много не заработать.

0


Вы здесь » Форум заочников Литинститута » Болталка-бормоталка » Разгром Лит.института